Научные труды сотрудников



2023 ГОД

Щукин Д.В., Некрылова О.Г. Цифровые форматы и инновационные технологии в современном образовании: понятийный аппарат, методологические основы и практики инструментов.  – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»,  2023. - 215 с.

В монографии рассмотрены вопросы, связанные с пространством цифровизации и практики применения инновационных технологий в сфере современного образования. Внимание уделено инновационной составляющей и цифровой транс-формации образования в условиях современного развития. Представлен анализ цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), наглядных методов обучения и инструментов визуализации в практике проведения учебных занятий; проанализированы основные составляющие цифровой истории как междисциплинарного направления в пространстве социально-гуманитарных наук; даны понятия историко-ориентированной информационной системы и характеристика геоинформационных систем (ГИС). В приложении представлены терминологический словарь, российские цифровые образовательные онлайн-платформы, компьютерные инструменты для создания ментальных карт, структурный перечень цифровых сервисов для онлайн-образования и обучения, перечень онлайн-платформ, сервисов для организации и проведения видеоконференций и др. Отдельно выделены программные продукты (цифровые онлайн-сервисы) для дистанционного обучения и программы для создания цифрового образовательного контента. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям высшей школы, учителям.

 

2022 ГОД

 

Клевцова О.В. Православное краеведение.  – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»,  2022. - 135 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического отделения в рамках изучения курса «Краеведение», а также для православно-краеведческого образования в светских и воскресных школах. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала учителями истории, мировой художественной культуры, основ православной культуры, основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственной культуры народов России.

2022 ГОД

Ляпин Д.А. Игра в царя: социально-политическая борьба в России во второй половине XVII века. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2022. – 284 с.

Книга рассказывает о народных волнениях в России во второй половине XVII в.: Медном бунте 1662 г., выступлении С.Т. Разина 1670–1671 гг. и Стрелецком бунте 1682 г. Автор предлагает новое объяснение причин произошедших событий, анализирует поведение участников, их цели и методы выражения протеста. Теоретические построения исследования основаны на концепции «игры в царя» – комплексе архаичных представлений о высшей власти. Предлагаемая вниманию читателя монография является продолжением серии работ автора («Царский меч: социально-политическая борьба в России в середине XVII века», 2018 г.; «На окраине царства: повседневная жизни населения Юга России в XVII в.», 2020 г.), посвященных социально-политическому развитию Российского государства. Выводы сделаны на широком фактическом материале. Много места уделяется разбору историографии и источников. Издание адресовано историкам, преподавателям и студентам гуманитарных специальностей, политологам, социологам, культурологам и всем, кто интересуется особенностями исторического пути России.

2022 ГОД

Ефремова И.В. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. - Елец, 2022. – 91 с.

В учебном пособии содержатся материалы к изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»; в логической последовательности представлены структурно-содержательные аспекты музыкально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов: от изучения основ нотной грамоты и музыковедения до организации различных форм и видов музыкальной деятельности младших школьников в контексте преподавания предмета «Музыка» в начальной школе. Предназначено для обучающихся по направлениям подготовки 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Книга может быть полезна учителям начальных классов, педагогам-музыкантам системы общего и дополнительного образования, а также всем тем, кто связан с процессом музыкального обучения и воспитания подрастающего поколения.

 

2020 ГОД

Ляпин Д. А. На окраине царства: повседневная жизнь населения Юга России в XVII веке. — Санкт-Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2020. — 416 с

В 1648 г. в некоторых русских городах произошли массовые народные выступления в поддержку сильной единоличной власти царя Алексея Михайловича. Об этом шла речь в предыдущей книге автора «Царский меч : социально–политическая борьба в России в середине XVII века» (СПб. : Дмитрий Буланин, 2018). Теперь читателю предлагается ближе познакомиться с мятежниками и бунтарями того времени, увидеть их в обычной жизни. Цель монографии –– помочь современному человеку понять мир простых обывателей XVII столетия, эпохи становления современной российской государственности. На материале отдельно взятого региона –– Юга России, в книге исследуются внутренний мир, система ценностей и формы поведения людей «бунташного века».

Выводы, сделанные автором, основаны на широком фактическом материале: анализе документов о тяжбах, грабежах, разбое, ссорах, семейных конфликтах. Рассматриваются различные строны бытовой жизни, связанные с календарными праздниками, обрядами, практикой имянаречений, работой кабаков. В специфике структуры повседневной жизни человека автор видит причины развития монархических настроений, которые проявились в народных волнениях XVII в.

Издание адресовано историкам, преподавателям и студентам гуманитарных специальностей, политологам, социологам, культурологам и всем, кто интересуется особенностями исторического пути России.

2019 ГОД

Щукин Д.В. Учебное занятие в системе исторического образования: виды, организация, практика: учебное пособие – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019. – 195 с.

  В учебном пособии рассмотрены и отражены вопросы, связанные с подготовкой, разработкой и проведением учебных занятий, целей и задач урока, его структуры, методов его проведения.

   Особое внимание уделено рассмотрению различных типов и видов учебных занятий (лекций), требований к структуре и процессу проведения лекции, к обязанностям преподавателя, а также формам и требованиям по оформлению учебных занятий, отчётов о их проведении. Кроме того, в пособии представлены основные методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий в высшей школе, рассмотрены основные аспекты организации самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) История, 46.03.01 История.

   Материалы, представленные в пособии, будут способствовать качественному проведению учебных и лекционных занятий, окажут помощь преподавателям в их разработке, проведении и оформлении, а также могут быть использованы в качестве стандартизированных критериев при разработке стандартов качества проведения учебных занятий и оформления соответствующей отчётной документации.

2018 ГОД

Ляпин Д.А. Царский меч: социально-политическая борьба в России в середине XVII в.: монография. - СПб: Дмитрий Буланин, 2018. – 380 с.

Монография посвящена исследованию социально-политической борьбы в России в середине XVII в. В центре внимания автора — народные волнения в Москве и других городах, произошедшие в 1648 и 1650 гг. Эти события показаны на фоне борьбы за власть аристократических группировок в Москве.

В первых главах книги рассказывается о событиях, предшествующих обострению социально-политической борьбы. Автор анализирует борьбу придворных «партий» в 1642—1645 гг., рассматривает обстоятельства, связанные с воцарением Алексея Михайловича. В работе предлагаются новые интерпретации событий 1648 г., известных в науке как «городские восстания».

Последние две главы книги посвящены изучению процесса формирования самодержавной идеологии в России и угасанию социально-политической борьбы в высших кругах в 1650—1655 гг. 
Издание адресовано историкам, преподавателям и студентам гуманитарных факультетов и институтов, политологам, социологам, культурологам и всем, кто интересуется спецификой развития российской государственности и особенностями исторического процесса в России.

Некрылова О.Г. Послевоенная Германия: история, политика, люди (1945-1950 гг.): учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 104 с.

В учебном пособии представлена картина исторического развития Германии после Второй мировой войны: политика союзников по антигитлеровской коалиции, история становления партийно-политической системы, период от начала денежной реформы в западных зонах до образования двух немецких государств – ФРГ и ГДР. Учебное пособие подготовлено с привлечением документальных материалов по истории ХДС, СДПГ, КПГ, СЕПГ, оккупационной политики СССР, США и Великобритании, результатов научных исследований немецких и российских историков.

Издание рекомендуется преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам, студентам, всем, кто интересуется историей Германии в первые послевоенные годы.

Жиров Н.А. История: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 116 с.

Учебное пособие «История» охватывает исторический период с образования Древнерусского государства до событий ХXI в. Место и роль пособия в учебном процессе определяется общей направленностью подготовки бакалавров. В пособии представлены тематика лекционных занятий, даются рекомендации к вопросам семинарских занятий, представлен перечень предполагаемых докладов и рефератов, тестовые задания, обширный список источников и литературы по изучаемому предмету.

Учебное пособие предназначено для бакалавров очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 44.03.01 Педагогическое образование: профиль дошкольное образование; 44.03.01 Педагогическое образование: профиль начальное образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): профиль начальное образование, информатика).          

Жиров Н.А. История России XIX – начала XX вв.: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 78 с.

Учебно-методическое пособие «История России XIX-начала ХХ вв.» охватывает исторический период с 1801 по 1917 гг. Место и роль пособия в учебном процессе определяется общей направленностью подготовки студентов-историков. В пособии представлены тематика лекционных занятий, даются рекомендации к вопросам семинарских занятий, представлен перечень предполагаемых докладов и рефератов, тестовые задания, обширный список источников и литературы по изучаемому предмету.

Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 44.03.01 Педагогическое образование: профиль история; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): профиль история, обществознание.

Гришаева О.Н. Становление и развитие института президентства в современной России: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – 60 с.

Данное учебно-методическое пособие направлено на комплексное изучение становления института президентства в современной России в рамках учебной дисциплины «Институт президентства в России». В нем рассматривается зарубежный опыт становления и развития института президентства, формирование данного института власти в постсоциалистических государствах, основные тенденции становления института президентства в современной России. Также представлена научная литература, примеры тестовых заданий, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.

Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 46.04.01 История, направленность (профиль) «Отечественная история: социально-политические исследования» очной и заочной формы обучения.

2017 ГОД

Климова М. В. Культура научно-исследовательской деятельности: учебное пособие. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. - 101 с.

В пособии представлена информация, необходимая обучающимся для ведения научно-исследовательской деятельности. Рассмотрен весь процесс подготовки исследовательской работы - от композиции до защиты. Изложены правила оформления научных исследований в соответствии с требованиями государственных стандартов, а также даны рекомендации по структуре, языку и стилю работы и процедуре защиты. Для студентов, аспирантов и руководителей научно-исследовательских работ.

Соломенцева С.Б. Художественные системы и работа с творческим источником компози­ции костюма: учебно-методическое пособие. - Елец: Елецкий государ­ственный университет им. И.А. Бунина, 2017. - 125 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся на­правления подготовки 54.04.01 Дизайн, направленность (профиль): Дизайн- проектирование и современный арт-рынок. В нем рассмотрены вопросы про­ведения маркетинговых исследований, поиска авторской идеи коллекции мо­делей, выбора авторских инспирации, виды художественных систем, процесс создания модной коллекции, средства объединения моделей в коллекции. Пособие может использоваться обучающимися при выполнении лаборатор­ных работ и в процессе самостоятельной работы.

Берианидзе М.А., Мальцева В.А., Малявко Л.Н., Милякова А.Л. Методика разработки и выполнения дизайн-проекта: учебно­-методическое пособие по дипломному и курсовому проектированию. -Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017.- 103 с.: ил.

В учебном пособии рассматриваются вопросы разработки и выпол­нения дизайн-проекта в рамках дипломного и курсового проектирования: методология дизайн-проекта, современные методики конструирования и моделирования костюма, этапы работы с источником творчества

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов направления подготовки Дизайн, практикующих дизайнеров.

Некрылова О.Г. Христианско-демократический союз в партийно-политической системе послевоенной Западной Германии: проблемы образования в условиях оккупации (1945-1949 гг.): монография. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017.- 175с.

В монографии представлена история становления крупнейшей немецкой партии Христианско-демократического союза в 1945-1949 гг.: от первых организаций в американской и британской оккупационных зонах послевоенной Германии до создания ХДС ФРГ под руководством Конрада Аденауэра. Монография подготовлена с привлечением документальных материал по истории ХДС, оккупационной политики США и Великобритании, результатов научных исследований немецких и российских историков. Издание рекомендуется преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам, студентам, всем, кто интересуется историей Германии в первые послевоенные годы.

Клевцова О.В., Жиров Н.А. Становление и развитие сельского образования в Орловской губернии во второй половине XIX-начале ХХ вв. (по материалам Елецкого уезда). – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. – 160 с.

Монография состоит из шести глав. Первые две главы посвящены формированию системы начального образования на территории губернии в XVIII-XIX вв. В третьей главе освещена тема финансирования сельских учебных заведений, а также их материально-техническое оснащение. Особое внимание на педагогические кадры обращено в четвертой главе. Там же рассмотрена роль меценатства в образовании региона.  В пятой главе дана характеристика библиотечного дела в целом по губернии, и в частности в Елецком уезде. Последняя глава посвящена детальному анализу школ разного типа Елецкого уезда, а также роль земства и духовного ведомства в деле народного просвещения. Книга хорошо проиллюстрирована, снабжена большим списком используемых источников, в том числе архивных материалов Государственных архивов Липецкой и Орловской областей.

Материалы монографии могут быть использованы в учебном процессе в высших и общеобразовательных учреждениях региона при изучении истории родного края.

Некрылова О.Г. Инновационные технологии в системе исторического образования: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017.- 39 с.

В процессе преподавания дисциплины «Инновационные технологии в системе исторического образовании» используются различные педагогические технологии, повышающие эффективность организации аудиторной и самостоятельной работы студентов магистратуры. Место и роль пособия в учебном процессе определяется общей направленностью подготовки студентов магистратуры на развитие инновационной компетентности, актуализацию интеллектуально - личностного потенциала магистра, ориентация на подготовку педагога-профессионала, который будет выступать экспертом в области инноваций.

В учебно-методическом пособии представлены тематика лекционных занятий, вопросы для самоконтроля, тематика докладов и рефератов, примеры тестовых заданий, научная литература и периодика.

Щукин Д.В. История России 1991-1999 гг.: программа и материалы для курса: учебное  пособие – Елец: Елецкий государственный университет имени  И.А. Бунина, 2017. – 111 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 46.03.01 «История» (уровень бакалавриата).

В пособии представлены: программа, основные темы и вопросы курса, перечень учебно – методических материалов для ведения лекционный и практических занятий, задания для самостоятельной работы, тестовые и индивидуальные задания.  Для учителей, студентов и преподавателей вузов и всех, кто интересуется историей России.

Ряполов В.В. Туркестан в планах кайзеровской Германии в начале XX в. / Восстания 1916 г. в Азиатской России: неизвестное об известном (К 100-летию Высочайшего повеления 25 июня 1916 г.): [коллективная монография] / [ред.-сост.: Т.В. Котюкова]. – М.: Русский импульс, 2017. – С. 88-94.

В коллективной монографии впервые предпринята попытка анализа разноплановых причин и предпосылок восстаний 1916 г., а также степени влияния внешних факторов на трагические события, охватившие значительную территорию Российской империи. Книга рассчитана как на специалистов-историков, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами истории межнациональных и межкультурных отношений в начале XX века.

Ляпин Д.А. История средневековой Руси : учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 364 с.

Пособие по истории России IX - XVI вв. предназначено для работы на практических занятиях. Оно состоит из двух частей, которые разделены на темы и занятия. К каждому занятию предлагается текст источников, снабжённый предисловием, а также вопросы, темы рефератов, докладов, презентаций и список литературы. Для преподавателей, студентов по направлению подготовки или профилю «История», квалификация: бакалавр и всех интересующихся историей.

Матвиенко В.А. Политика и религия в современном мире: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017.- 109 с.

В учебном пособии исследуются основные вопросы взаимоотношений религии и политики. В доступной форме проанализированы различные варианты этого взаимодействия. Подробно рассмотрены такие ключевые темы как власть и религия, религиозные параметры политической стратификации общества, политический модернизм и религия и другие актуальные вопросы современности. Настоящие учебное пособие предназначено максимально широкому кругу читателей: студентам, преподавателям и всем интересующимся затронутыми в нем вопросами.

В.Г. Волков, Р.М. Иванова, О.В. Скроботова, А.Н. Селезнев, И.Е. Полякова, Г.Ю. Карасева. Туристские ресурсы Липецкой области: основные принципы и опыт изучения: монография. – Ч. I. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. – 100 с.

В монографии подробно рассмотрены теоретические аспекты изучения, систематизации и оценки туристских ресурсов и туристского потенциала Липецкой области. Для анализа ресурсов развития туризма в регионе был выбран Лебедянский рекреационный район.

Данное издание рассчитано на преподавателей, обучающихся учебных заведений, а также всех тех, кто интересуется современными проблемами развития туризма в регионах Российской Федерации.

Новиков Г.А., Новикова И.В. Живопись   натюрморта:   лабораторный   практикум.  -  Елец:   Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. - 53 с.

В методическом пособии содержатся теоретический материал, раскрывающий основы живописной грамоты и закономерности реалистического и декоративного изображения объектов окружающего мира, рекомендации по выполнению аудиторных учебных заданий. Особое внимание уделяется художественно-выразительным средствам живописи и их характеристикам, свойствам цвета. принципам построения цветовой гармонии.

Методическое пособие адресовано студентам 1 и 2 курсов направлений подготовки 51.03.02 - Народная художественная культура, 54.03.01 - Дизайн, 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 35.03.10 - Ландшафтная архитектура, специальностей среднего профессионального образования 54.02.02 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам), 54.02.01 - Дизайн (по отраслям).

Малявко  Л.Н. Эргономика и антропометрия: иллюстрированное учебное пособие. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. – 23 с. - ил.

В предлагаемом наглядном пособии представлены теоретические материалы, графические изображения и рисунки к лабораторным (практическим) работам по дисциплине «Эргономика и антропометрия». Учебное пособие предназначено для студентов специальности 54.03.01 - дизайн, дизайн - костюма.

Новикова И.В.  Народная игрушка. Технология изготовления из различных материалов: методическое пособие. - Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2017. - 48 с.

В методическом пособии содержатся краткий теоретический материал, посвященный функциональной дифференциации народной игрушки, рекомендации к выполнению игрушек из различных материалов с учетом традиционных приемов изготовления. Особое внимание уделяется выразительным средствам народной игрушки, ее пластическим характеристикам и композиционным основам.

Методическое пособие адресовано студентам 1 курса направления подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), студентам 3 курса направления подготовки 51.03.02 - Народная художественная культура.

2016 ГОД

Ляпин Д.А. В поисках чудесного: очерки этнографии Верхнего Подонья. – Воронеж. МС. 2016.  – 250 с.

Книга является продолжением предыдущей работы автора «Путешествия в прошлое: очерки этнографии Верхнего Подонья». В первой части этой книги описываются поверья, суеверия, обычаи и традиции населения Липецкой области. Во второй части – анализируются старинные предания Ельца. Книга рассчитана на широкого читателя и будет интересна всем, кто интересуется этнографией, историей и культурой Липецкой области.

Ляпин Д.А. Оккупация и освобождение Ельца глазами очевидцев (3-9 декабря 1941 года). - Екатеринбург: Альфа Принт, 2016. - 50 с.

В книге собраны воспоминания очевидцев оккупации Ельца немецко-фашистскими войсками 3-9 декабря 1941 г. Воспоминания расположены в хронологическом порядке, что позволяет читателю не только увидеть это событие глазами детей (таковыми в тот момент являлись все рассказчики), но и понять ход тех трагических событий.

Ляпин Д.А. Очерки истории одной ветви рода Криворотовых: семейные хроники. - Екатеринбург: Альфа Принт, 2016. -  108 с.

Книга рассказывает об истории рода одной из ветвей елецких купцов Криворотовых. В центре внимания книги – Константин Васильевич Криворотов (1878-1968), выдающийся военный врач, герой нескольких войн, уроженец Ельца. Цель книги – напомнить читателю это забытое сегодня на Липецкой земле имя. Книга издана в серии «Забытые имена Липецкой земли».

Ляпин Д.А. Хренниковы: семейная хроника купеческого рода (XVII – начало XX вв.). - М: Ridero, 2016. – 98.

Книга посвящена истории рода елецких купцов Хренниковых в XVII — начале XX веков. Автор впервые прослеживает генеалогию всех ветвей фамилии Хренниковых в Ельце. Хренниковы на протяжении большого периода времени являлись элитой города. Представители этого рода были меценатами, банкирами, попечителями учебных заведений, юристами и общественными деятелями. Самым знаменитым представителем рода стал композитор — Т. Н. Хренников. Его ветви посвящена отдельная глава книги.

Ляпин Д.А. История Липецкого края с древнейших времён до 1991 года. М.: Ridero, 2016. - 248 с.

Учебное пособие посвящено систематическому изложению истории Липецкой области с древнейших времен до 1991 года и рассчитано на учащихся средней и старшей школы. Впервые в учебной литературе предпринята попытка целостного изложения истории Липецкого края для школьников, включая информацию о выдающихся людях области. Пособие имеет вопросы для самопроверки, различные приложения и схемы.

Оришев А.Б., Ряполов В.В. Германские миссии на Востоке: от Бисмарка до Гитлера: монография. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 237 с.

Книга представляет собой первую попытку российских ученых проследить политику Германии на Ближнем и Среднем Востоке на протяжении нескольких десятилетий. Авторы показывают ее преемственность от Отто фон Бисмарка до Адольфа Гитлера, приоткрывают завесу над тайными операциями спецслужб и интригами дипломатов. Монография написана на основе документов, имевших гриф «секретно» и «совершенно секретно» и ранее недоступных исследователям. Авторы представляют оригинальную концепцию восточной политики Германии, разрушая многочисленные мифы и штампы российской исторической науки.

И.Е. Полякова, О.В. Скроботова, Р.М. Иванова. Продвижение туристского продукта и гостиничных услуг на рынке туризма: методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – 36 с.

Методическое пособие содержит краткий теоретический материал, ориентирующий на изучение основных разделов дисциплины, основную литературу, вопросы и проблемные задания, разработки кейс-стади, примерный перечень экзаменационных вопросов.

Пособие предназначено для преподавателей и обучающихся бакалавриата по направлениям 43.03.03 Гостиничное дело (дисциплина «Продвижение гостиничных предприятий на рынке туризма»), 43.03.02 Туризм (дисциплина «Реклама в туристской индустрии»), а также магистратуры по направлению 43.04.02 Туризм (дисциплина «PR туристских проектов»).

О.В. Скроботова, Р.М. Иванова, И.Е. Полякова. Реклама в туристской индустрии: методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – 36 с.

Методическое пособие составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования на правления подготовки 43.03.02 Туризм, предназначено для студентов, обучающихся по данному направлению по программе бакалавриата, профиль (направленность «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»).

Данное методическое пособие содержит краткий теоретический материал, ориентирующий на изучение основных разделов дисциплины, основную и дополнительную литературу, вопросы и проблемные задания, примерный перечень экзаменационных вопросов.

Кузнецова Г.В. Организация вокально-хоровой работы студентов вуза: учебно-методическое пособие. - Выпуск 2: Самостоятельная работа студента -музыканта в классе хорового дирижирования - Елец: Елецкий государственный университет им.И. А.Бунина, 2016. – 89 с.

Представленное пособие выступило продолжением вышедшей в 2015 г. первой части и подготовлено в соответствии с программой курса «Класс хорового дирижирования и чтение хоровых партитур» для педагогических вузов. Наряду с кратким изложением теоретического материала по постановке дирижерского аппарата, схемам и приемам дирижирования, особое внимание в пособии уделяется методическим указаниям по анализу вокально-хорового произведения и чтению хоровых партитур. Приведенные в приложении пособия тестовые задания окажут помощь в оценке качества знаний студентов по данной дисциплине. Пособие адресовано студентам педагогических направлений, обучающихся по профилю «Музыка», направление «Педагогическое образование» и преподавателям.

Климов В.И. Эстетическое воспитание студентов средствами русского музыкального фольклора в культурно-образовательной среде вуза: монография. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. –  155 с.

В монографии анализируется современное состояние эстетического воспитания в вузе, представлены основные концептуальные положения модели эстетического воспитания студентов вуза средствами русского музыкального фольклора, раскрываются технологические аспекты. Работа предназначена научным работникам в области педагогики, преподавателям и студентам вузов.

Мамонов В.М. Новая история стран Европы и Америки (1815-1918 гг.): учебно-методическое пособие для студентов исторического отделения института истории и культуры. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2016. - 43 с. 

В учебно-методическом пособии представлено основное содержание разделов курса «Новая история стран Европы и Америки», освещающего    период с 1815 по 1918 год.  В отдельных частях пособия даются рекомендации к вопросам семинарских занятий и внеаудиторной самостоятельной работы. В пособии также представлен обширный список источников и литературы по изучаемому предмету.     

Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальностям 030600.62 - история и 050100.62 - педагогическое образование, профиль «история».

Тулинова О.В. Организация музыкально-просветительной  работы в школе: учебно-методическое пособие. Выпуск третий. Музыкальная буниниана.  – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. –  76 с.

Учебно-методическое пособие посвящено проблемам подготовки будущего учителя музыки к музыкально-просветительской работе в общеобразовательной школе в современных условиях. Материалы пособия включают разделы, посвященные актуальности музыкально-просветительской работы, принципам организации данного вида деятельности, формам внеурочных музыкальных мероприятий, материалы справочно-информационного характера. Особое внимание уделено методическим рекомендациям по проведению программы «И.А.Бунина и музыка» и ее разновидностям.

Пособие является практическим дополнением к лекционному курсу автора «Музыкально-просветительский практикум» и адресовано студентам музыкально-педагогических факультетов учреждений высшего профессионального образования, а также может быть использовано в системе повышения квалификации педагогических работников, преподавателя-ми-музыкантами, сотрудниками культурно-просветительских учреждений.

Ефремова И.В., Кириченко Т.Д., Климов В.И., Петрическо Т.В. Практика: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – 134 с.

В пособии излагаются общие положения организации и содержания практик по направлениям (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Студенты могут ознакомиться с правами и обязанностями практиканта, критериями оценивания их деятельности. В методических материалах приводятся образцы оформления документов, примерные образцы конспектов, схем-наблюдений.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов как очной, так и заочной формы обучения музыкального отделения института истории и культуры ЕГУ им. И.А. Бунина.

Кислых Л.В. Методические указания к выполнению творческого проекта по дисциплине «Художественный текстиль» для студентов направления подготовки 51.03.02- Народная художественная культура. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – 17 с.

Данное методическое указания является основным документом, определяющих порядок творческого проектирования: от выбора темы до оформления работы перед защитой. Указаны разделы работы, их объём и содержание, требования, предъявляемых ко всем разделам творческой работы.

Для студентов 2 курса по направлению подготовки 51.03.02- Народная художественная культура. Пособие может использоваться как студентами при выполнении лабораторных и творческих работ, так и преподавателями при подготовке занятий по данной дисциплине.

Мальцева В.А. Художественная графика: учебно-методическое пособие.  – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – 67 с.

В учебном пособии рассматриваются история, теория, технология создания графических композиций; особенности работы над художественным оформлением дизайн - проектов. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов, практикующих педагогов системы дополнительного образования.

Соломенцева С.Б. Методические указания по выполнению лабораторных работ . - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. – 55 с.

Методические указания по выполнению лабораторных работ соответствует рабочей программе дисциплины «Макетирование». Методические  указания направлены на формирование у обучающихся базовых умений и навыков для  выполнения профессиональных задач. Издание предназначено для обучающихся по программе бакалавриата, направление  подготовки 54.03.01 - Дизайн.

Шаталова Л.С. Методические указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ по дисциплине «Проектная графика». – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. - 46 с.

Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Проектная графика» и предназначены для студентов дневного отделения направления подготовки 54.03.01 Дизайн при выполнении лабораторных работ по данному курсу.

Учебное пособие включает в себя описание задания по всем лабораторным работам, а так же рекомендации по выполнению самостоятельных работ. Каждая тема проиллюстрирована примерами из учебной литературы и работами студентов.

Щукин Д.В. История России 1991-1999 гг.: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 46.04.01 «История», 44.04.01 «Педагогическое образование». – Елец: Елецкий государственный университет им.  И.А. Бунина, 2016. – 235 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки 46.03.01 «История», 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) в рамках изучения общего курса «История России».

В пособии рассмотрены основные вопросы и темы, связанные с историей развития российского государства в период 1991-1999 годов. Особое внимание уделено рассмотрению основных направлений и проблем становления и развития российской государственности в обозначенный период времени, а также фактам исторической эпохи. Для учителей, студентов и преподавателей вузов и всех, кто интересуется историей России.

2015 ГОД

«Успех». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. Научный руководитель академик РАО А.Г. Асмолов. 2015. – М. Просвещение. – 235 с.

«Успех» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, направленная на развитие базовой культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, обеспечивающих его социальную успешность. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Программа поможет педагогам в реализации задач психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с принципом интеграции. В написании раздела «Художественно-эстетическое развитие» принимала участие заведующая кафедрой дизайна и народной художественной культуры ЕГУ им. И.А. Бунина кандидат педагогических наук, доцент В.А. Мальцева.

Тропин Н.А., Ляпин Д.А.  Н.А. Ридингер - елецкий полицмейстер и краевед (1862-1867). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. – 184 с.

Книга  посвящена изучению научного творчества елецкого полицмейстера Н.А. Ридингера в период его службы в Ельце (1862-1867). Она содержит многие ранее неизвестные сведения о его жизни, основанные на архивных данных. В центре внимания находится творческое наследие этого человека. В книге публикуются его первый вариант рукописи книги «Материалы для истории и статистики г. Ельца», изданной  в 1865 г., газетные статьи, формулярный список. Это первая книга из серии о жизни и творчестве Н.А. Ридингера.

Тропин Н.А. Губернский город Орел середины XIX века взглядом полицмейстера. – Воронеж: Научная книга, 2015. – 91 с.

Книга освещает орловский период службы Н.А. Ридингера на должности полицмейстера (1859-1861) и исследует его творческое наследие. Книга написана на архивных материалах. В ее приложении впервые публикуются рукопись Н.А. Ридингера «Статистические заметки города Орла за 1860 г.», рукописные «Распоряжения по Орловской городской полиции. 1859-1860 гг.», характеризующие службу и личность главного героя данной книги, его письмо декабристу Г.С. Батенькову и газетные статьи «Орловских губернских ведомостях».

Щукин Д.В. Кадеты в III Государственной думе России (1907-1912 гг.). Часть 1. На пороге III Думы. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. –  186 с.

В монографии исследуется парламентский аспект деятельности конституционно - демократической партии России начала ХХ века в лице её фракции в III Государственной думе Российской империи (1907-1912 гг.). В первой части исследования «На пороге III Думы» рассматривается организационное состояние конституционно-демократической партии накануне и в период III Государственной думы Российской империи (1907-1912 гг.). Анализируется избирательный закон от 3 июня 1907 г. и отношение к нему кадетов. Рассматривается избирательная кампания по выборам депутатов Государственной думы Российской империи третьего созыва (1907-1912 гг.) в свете участия в ней конституционно-демократической партии. Книга адресована гуманитариям широкого профиля, историкам, преподавателям, аспирантам, студентам и всем кто интересуется политической историей России начала XX века.

Матвиенко В.А. Политико-правовые аспекты Русской Православной Церкви в современной России: учебное пособие - Москва-Берлин: «Директ-Медиа»  2015 - 198 с. 

Учебное пособие представляет собой исследование конструктивного взаимодействия общества, государства и Русской Православной Церкви в контексте общественно-политической ситуации в современной России. Решению этой задачи способствует подробный анализ большого количества документов (правовых актов, материалов, отражающих динамику исторического развития нашей страны, преобразования последних десятилетий, сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию), а также научных исследований по религиоведческой проблематике и публицистике.

Издание адресовано студентам вузов, магистрам, аспирантам при изучении курсов «Межконфессиональные конфликты», «Религия и политика», не только в качестве непосредственного учебного пособия, но как источника дополнительной, факультативной информации. Авторские гипотезы и выводы могут вызвать интерес у представителей научного сообщества, политологов, социологов, религиоведов.

В день рождения Христа в мир вернулась красота. Сборник научных публикаций, методических материалов, образцов детского творчества. /Под редакцией В.А. Мальцевой. - 2015. – Елец. ЕГУ им. И.А. Бунина – 209 с.

Книга «В день рождения Христа в мир вернулась красота» включает в себя научные публикации, методический материалы и разработки педагогов Воскресных и общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, учреждений дошкольного образования Липецкой области. В сборник вошли сценарии праздничных мероприятий, конспекты уроков, авторские программы и творческие работы школьников и их родителей. Большой раздел посвящен просветительской и культурообразующей деятельности Воскресной школы Казанского храма. Сборник публикуется в рамках «Рождественских чтений -2015» Елецкой епархии по благословению Преосвященнейшего Максима Епископа Елецкого и Лебедянского.

Голубкин А.А., Дубровский В.В., Климов В.И., Полосина Е.Г. Методические рекомендации по дисциплине «Вокальная подготовка» для преподавателей высших учебных заведений. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – 37 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей высших учебных заведений музыкального отделения Института истории и культуры. В н.м представлены важнейшие сведения о профессиональном развитии певческого голоса, воспитании исполнительской культуры певца в современном музыкально-образовательном пространстве. Особое внимание обращено на формирование у студентов главных профессиональных установок, позволяющих правильно осваивать технологию певческого процесса и приобретать вокальные навыки, необходимые для будущей исполнительской и педагогической деятельности. В пособии рассматривается акустическое строение голоса, физиология голоса, постановка дыхания, артикуляция, техника пения и т.д. Также представлены эффективные упражнения, которые помогут решать различные вокальные трудности, возникающие в работе, представлены практические советы певцам в различных направлениях (народный, академический вокал).

Горбенко В.Ф., Кириченко Т.Д., Петриченко Т.В. Рекомендации к написанию курсовых работ и ВКР: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – 107 с.

Пособие содержит основные сведения об организации научно-исследовательской работы студентов, ее этапах, методологии научных исследований в области музыкального образования, а также рекомендации по подготовке и написанию курсовых и дипломных (выпускных квалификационных) работ. Адресовано бакалаврам, магистрантам педагогического образования, направленность (профиль) «музыка» и научным руководителям.

Кузнецова Г.В. Организация вокально-хоровой работы студентов вуза: учебно-методическое пособие. – Выпуск 1: Методика работы над репертуаром.- Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина, 2015.- 173 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов вузов как музыкально-педагогического направления, так и для студентов других направлений, обучающихся вокально-хоровому искусству.

В пособии освещается теоретический материал и методические рекомендации к выбору репертуара. Предлагаемые автором рекомендации содействуют более активному формированию индивидуального стиля профессиональной работы с хоровым коллективом

Помимо традиционных сведений, в данном пособии обращается внимание на справочно-информационный материал, включающий краткую характеристику творчества композиторов, словарь наиболее распространенных вокально-хоровых терминов, нотное приложение, что очень важно для всех, кто обучается вокально-хоровому исполнительству.

Мальцева В.А.  Академический рисунок. Иллюстрированный план: учебное пособие.  – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – 31 с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы истории, теории, техники академического рисунка; представлены технологические карты для выполнения лабораторных работ. Иллюстрации дают наглядное представление о форме и конструкции изображаемых предметов, о законах перспективы, об используемых в художественной практике технических приемах рисования и особенностях графических материалов. Данное пособие охватывает весть курс обучения рисунку на уровне бакалавриата. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов, аспирантов, магистрантов и практикующих специалистов.

Петриченко Т.В. Музыка о детях и для детей: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – 63 с.

Пособие включает в себя рабочую программу курса, предполагающую ознакомление студентов с некоторыми вопросами теории и практики организации внеклассной воспитательной работы с использованием музыки для детей, знакомство с музыкальными произведениями, рассмотрение методики работы с различными произведениями П.И. Чайковского. В пособие включены необходимые нотные и литературные примеры, методические рекомендации по изучению произведений П.И. Чайковского, материалы для проведения бесед. Для преподавателей, студентов и школьных учителей музыки.

М.А. Стрельникова, Е.Н. Бакурова, А.П. Пузанов. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО (на материале русского, английского, немецкого языков): учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. – 115 с.

Учебно – методическое пособие знакомит студентов с наиболее известными памятниками, входящими в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Задания, составленные на трех языках, дают возможность самостоятельного творческого изучения культурного наследия десяти стран-лидеров по количеству памятников ЮНЕСКО и формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Туризм».

Шаталова Л.С.  Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Пропедевтика» – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. - 33с.

Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика» и предназначены для студентов дневного отделения специальности 54.03.02 Дизайн (Дизайн костюма) при выполнении лабораторных работ по данному курсу. Учебное пособие включает в себя лабораторные занятия с указанием темы, задач, рекомендаций для каждого из них, глоссарий, список рекомендуемой литературы. Каждая тема проиллюстрирована работами студентов.

2014 ГОД

Кириченко Т.Д. Народное музыкальное творчество: учебно-методическое посо-бие. – Часть I. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. – 71 с.

Учебное пособие включает два раздела (модуля). Первый раздел посвящен изучению особенностей русского народного музыкального творчества, фольклорных традиций и жанров. Второй - обращен к проблемам существования музыкального фольклора в контексте современной музыкальной культуры общества.
К каждой теме в пособии представлены развернутый план-конспект лекции, список литературы, во-просы для обсуждения и самостоятельного изучения, интернет-ресурсы, дискография, информацион-ные материалы для студента. Материалы пособия могут быть использованы в учебном процессе му-зыкально-педагогического факультета, в системе повышения квалификации учителей музыки и му-зыкальных работников, педагогов дополнительного образования.

Ляпин Д.А. Ритуалы власти. Очерки социально-политической истории России раннего Нового времени. – М. Верстовой. 2014. – 385 с.

Монография посвящена анализу политической системы России XVII в. на основе исследования народных представлений о царской власти, особенностей взаимоотношения власти и общества, а также народных волнений 1648-1650 гг. Автор анализирует различные идеологию, политическую культуру и политическое сознание населения XVII в. Уделяет отдельное место вопросу развитии абсолютизма в России. Книга состоит из нескольких тематических очерков и будет интересна всем, кто занимается изучением истории допетровской Руси, идеологии российской государственности и спецификой повседневной жизни.

Щукин Д.В. Новейшая История России: 1991-2012 гг. В 2-х частях. Часть 1. История России 1991-1999 гг.: учебное пособие для подготовки магистров по направлению 030600.68 «История». – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. – 259 с.

Учебное пособие предназначено для изучения курса «Новейшая История России» в рамках магистерской программы «История России» и подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки магистра 030600.68 «История». В первой части данного учебного пособия рассмотрены и отражены вопросы, связанные с историей развития российского государства в период 1991-1999 гг. Особое внимание уделено рассмотрению основных направлений и проблем  развития российской государственности в обозначенный период времени, а также фактам исторической эпохи. Для магистров, учителей, студентов и преподавателей вузов и всех, кто интересуется историей России.

Мальцева В.А.  Пленэр.  Особенности проведения в условиях южнорусской историко-культурной зоны: учебное пособие.  – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. – 113 с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы истории, теории, технология работы на пленэре, особенности организации и проведения учебной практики в  условиях южнорусской историко-культурной зоны. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов, аспирантов, магистрантов и практикующих специалистов.

Наумова Н.Б. Профессиональный имидж педагога-музыканта: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. – 101 с.

Профессиональный имидж педагога-музыканта – это его достижения за счет создания образа цели, где аккумулируются, интегрируются ресурсы его личности и профессионализм. В пособии исследуется феномен создания профессионального имиджа педагога-музыканта. Рассматриваются общие подходы, специфика понятия, основные механизмы и методы, факторы, влияющие на формирование имиджа. Проводится линия, связывающая воображение, художественный образ с процессом формирования профессионального имиджа педагога-музыканта. Автор представляет свое видение на формирование у  обучающихся умений и навыков в области конструирования желаемого имиджа объекта в процессе своей профессиональной деятельности.

Адресовано преподавателям, в сфере общего и специального музыкального образования, студентам, аспирантам музыкальных и педагогических вузов.

Малявко  Л.Н. Методическое указание по выполнению курсовой работы по дисциплине: «Техническое конструирование». - Елец: И.А. Бунина, 2014. – 16 с.

В методических указаниях подробно изложены цели и задачи, содержание, сроки и этапы выполнение курсовой работы. Приведена информация по выбору модели, моделей-аналогов, дается обоснования выбора модели, алгоритм составления описания внешнего вида. Изложены требования к оформлению курсовой работы. Методические указания предназначены для студентов, которые обучаются  по специальности  Дизайн (дизайн - костюма).

Новикова И. В. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Художественные лаки». — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014.-24 с.

В методических указаниях регламентируется процесс подготовки студенческих курсовых работ по дисциплине «Художественные лаки», содержатся рекомендации по структурированию теоретической части (пояснительной записки) курсовой работы и выполнению авторского декоративного изделия в технике лаковой живописи. Указания адресованы студентам 2 курса направления подготовки Народная художественная культура и научным руководителям.

Пиджоян Л.А. История музыкального образования: учебно-методическое пособие. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. –  86 с.

Данное учебно-методическое пособие, обозначая основные этапы становления профессионального и общего музыкального образования Европы и России, позволяет читателям познакомиться с отечественным и западным музыкально-педагогическим опытом.

Книга адресована студентам – будущим специалистам в области музыкально-педагогического образования, преподавателям и методистам музыкально0педагогических факультетов, колледжей искусств, а также всем, кто интересуется вопросами развития отечественной и зарубежной музыкально-педагогической мысли и практики в контексте развития музыкальной культуры и искусства.

Соломенцева   С.Б. Методические указания по выполнению  курсового проекта - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. – 31 с.

Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Методы воссоздания произведений народной художественной культуры» для магистров 2 курса разработаны для обеспечения требований ФГОС ВО по направлению подготовки  Народная художественная культура. Указания составлены в соответствии с современными требованиями к курсовому проектированию для студентов, обучающихся по программе магистерской подготовки.

Шаталова Л.С. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Технический рисунок». - Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. – 58с.

Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Технический рисунок» и предназначены для студентов дневного отделения специальности Дизайн «Дизайн костюма» при выполнении лабораторных работ по данному курсу. Учебное пособие включает в себя перечень тем курса и их содержание, краткую информацию по основным разделам курса, перечень лабораторных занятий с указанием их содержания и объема в часах, общие рекомендации к выполнению лабораторных работ, описание лабораторных работ с вариативными заданиями, словарь терминов.

2013 ГОД

Поздняков О.А. Новейшая история стран Европы и Америки (1945-2000 годы): учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений исторического факультета. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. -   91 с. 

В учебно-методическом пособии излагается основное содержание разделов курса «Новейшая история стран Европы и Америки (1918-1945 гг.)», а также предлагается краткий глоссарий по каждому разделу. Учебно-методическое пособие включает в себя обширный общий список источников и литературы: документы, мемуары, учебные пособия, монографии, статьи и т.п. Значительная их часть кроме библиографического описания имеет прямые ссылки на электронные ресурсы в Интернете, находящиеся в свободном режиме доступа, что существенно облегчает поиск важной информации.

В пособии анализируется политическое, социально-экономическое и культурное развитие стран Европы и Америки в межвоенный период и в период второй мировой войны. Предназначается для студентов очного и заочного отделений исторических факультетов, а также может быть использовано в преподавании соответствующих тем в 10-11 классах средних школ и лицеев с гуманитарным уклоном.

Поздняков О.А. Новейшая история стран Европы и Америки (1945-2000 годы): учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений исторического факультета. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. -   73 с.

В учебно-методическом пособии излагается основное содержание разделов курса «Новейшая история стран Европы и Америки (1945-2000 гг.)», а также предлагается краткий глоссарий по каждому разделу. В пособии  анализируется политическое, социально-экономическое и культурное развитие стран Европы и Америки в период после окончания второй мировой войны  и до конца ХХ века.

Учебно-методическое пособие включает в себя обширный общий список источников и литературы: документы, мемуары, учебные пособия, монографии, статьи и т.п. Значительная их часть кроме библиографического описания имеет прямые ссылки на электронные ресурсы в Интернете, находящиеся в свободном режиме доступа, что существенно облегчает поиск важной информации.

Предназначается для студентов очного и заочного отделений исторических факультетов, а также может быть использовано в преподавании соответствующих тем в 10-11 классах средних школ и лицеев с гуманитарным уклоном.

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII-начале XX веков. - Саратов. Новый ветер. 2013. - 210 с.

Книга посвящена истории Ельца в XVIII-начале XX вв. и рассказывает в общих чертах специфику развитие города и уезда. Эта первая обобщающая работа на эту тему. В итоге у читателя должно сложиться впечатление о развитии Елецкого края в этот период во всех сферах: политической, экономической и культурной. Большое внимание в книге уделено выдающимся личностям и повседневной жизни.

Наумова Н.Б. Индивидуально-психологические свойства личности студента-музыканта в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2013. – 62 с.

В пособии исследуется феномен воспитания личностного способа отношения студентов-музыкантов к произведениям искусства, к миру, другим людям, к самому себе, который основывается на меха-низмах развития творческого воображения. Рассматривается общий подход, в котором выпускник музыкальных факультетов высших учебных заведений должен быть не только специалистом-профессионалом, т.е. владеть музыкальным инструментом, быть эрудированным в области музыки, уметь анализировать музыкальные произведения с точки зрения его формы и иллюстрировать свои выступления; но и должен быть художником, гражданином, т.е. человеком, ответственным за эстети-ческое и нравственное воспитание своего поколения.

2012 ГОД

Тимофеев А.И. Методические рекомендации по выполнению набросков и зарисовок обнаженной модели: учебно-методическое пособие.  – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2012. - 32с.

Методическое пособие содержит материал, освещающий специфику выполнения быстрых графических набросков фигуры человека, список литературы и авторские иллюстрации. Методическое пособие решает задачи формирования у студентов творческих специальностей системы знаний из области анатомии, умения грамотно строить изображения на плоскости, навыков пространственного мышления. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов.

2011 ГОД

Мальцева В.А. Компоненты художественной культуры младших школьников.  Технология их формирования на материале древнерусского искусства. Монография. 2011 – Saarbrücken.Germany. LAP LAMBERT. 2011– 240 с.

В представленной монографии рассматриваются концептуальные основы, философские, культурологические, психолого-педагогические аспекты формирования компонентов художественной культуры у младших школьников. Монография предназначена для научных работников, аспирантов, студентов, практикующих педагогов.

Мальцева В.А. Формирование основ художественной культуры у младших школьников (на материале древнерусского искусства). Монография. 2011 – Елец. ЕГУ им. И.А. Бунина. – 200 с.

В монографии рассматриваются теоретические аспекты художественной культуры личности, экспериментально проверенная технология формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, представлены результаты исследования, авторская экспериментальная программа, иллюстрации. Для научных работников, практикующих педагогов и обучающихся.

Матвиенко В.А. Религиозная философия: учебно-методическое пособие - Елец: ЕГУ им. И.А., 2011.  – 113 с.

Учебное пособие состоит из теоретической и практической частей, нескольких приложений. В теоретической части характеризуется развитие религиозной философии в различные исторические периоды и в разных странах, даются пояснения сложным терминам. В практической части приводится тематика лекционных и семинарских занятий, основные и дополнительные вопросы, задания для размышления, темы докладов, литература. В приложении содержатся перечни вопросов к зачету и экзамену, примерная тематика рефератов, тесты, глоссарий.

Горбенко В.Ф., Козырева Л.П. Педагогические условия формирования профес-сиональной компетентности будущего учителя музыки: монография. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011.- 171 с.

Монография посвящена актуальным проблемам формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки.
Книга адресована учителям музыки, преподавателям и методистам музыкально-педагогических фа-культетов, обеспечивающим профессиональную подготовку будущих учителей музыкина современ-ном этапе.

2010 ГОД

Тулинова О.В., Трубицина Н.А. И.А. Бунин и музыка: монография - Елец: ЕГУ им. И.А., 2010.  –  203 с.

В книге систематизированы музыкальные факты творческой биографии И.А. Бунина, анализируется музыкальная среда в которой формировался будущий писатель, описаны встречи с людьми искусства (музыкального), рассматриваются музыкальные образы и мотивы (народной, классической, духовной музыки, музыкальных инструментов и т.д.) воплотившиеся в творчестве писателя. Кроме того, представлено творчество тех композиторов, кто обращался в своём творчестве к поэтическому наследию И.А. Бунина.   

Издание книги посвящено 140-летию со дня рождения И.А. Бунина 

Чеснокова (Замазий) О.С. Психолого-педагогические условия формирования пространственного восприятия у студентов технического вуза в процессе обучения графическим работам (на примере дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика») // Н.Н. Бородкин, О.С. Замазий, Е.А. Раменских. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. - 128 с.

Монография содержит анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам формирования пространственного восприятия у студентов. Определены принципы комплексного использования средств наглядности для развития пространственного восприятия. Обосновано введение принципов отбора содержания учебного материала курса начертательной геометрии, инженерной графике его структурирования и изложения, реализация которых позволит обеспечить развитие пространственного восприятия студентов в процессе обучения графическим работам. Монография может быть полезна для студентов, аспирантов и преподавателей высших профессиональных учебных заведений.

2009 ГОД

Мальцева В.А. Рисунок. Иллюстрированный план: учебное пособие.  – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2009. – 59 с.

Учебное пособие выполнено в виде иллюстрированного плана. Оно состоит из десяти разделов, содержащих основные требования к практической части дисциплины. Иллюстрации дают наглядное представление о форме и конструкции изображаемых предметов, о законах перспективы, об используемых в художественной практике технических приемах рисования и особенностях графических материалов. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов, аспирантов, магистрантов и практикующих специалистов.

2008 ГОД

М.А. Стрельникова, Д.А. Яблучанский. Музеи Европы: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 115 с.

Учебное пособие представляет собой обзор крупнейших музеев стран Европы с точки зрения их научно-фондовой работы и коллекционной деятельности. Перечень стран дается в алфавитном порядке для удобства освоения материала с указанием городов, обладающих уникальными музейными собраниями. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «100103 – Социально-культурный сервис и туризм», а также для тех, кто интересуется культурой стран мира.

2007 ГОД

Матвиенко В.А. Государственно - конфессиональные отношения в современной России: региональный аспект: учебное пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2007. – 170 с. (издание осуществлено при финансовой поддержке Администрации Липецкой области)

Представленная работа является исследованием государственно - конфессиональных отношений в современной России. В учебном пособии рассматриваются история и основные проблемы взаимоотношений религиозных конфессий и государства. Определенное место в работе отведено анализу различных типов взаимодействия религии и политики и роли религиозного фактора в политической жизни российского государства на рубеже XX -XXI веков. Значительное внимание уделяется характеристике религиозной ситуации в Липецкой области и изучению основных направлений, задач и форм деятельности региональных органов власти Липецкой области с религиозными организациями

2006 ГОД

Мальцева В.А. Начертательная геометрия и техническое рисование: методические указания к изучению курса.  – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2006. – 53 с.

Методические указания состоят из семи разделов, списка литературы и приложения, в которое вошли примерные варианты выполнения графических работ. Материал разде-лов соответствует ГОСТ и предполагает изучение правил оформления технической до-кументации, геометрических построений, выполнения перспективных построений и по-строения теней и др. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов направ-ления подготовки Дизайн.

М.А. Стрельникова. Музееведение. Часть I. Теория и практика музейного дела: учебно-методическое пособие. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 73 с.

В данном учебно – методическом пособии отражены основные положения наиболее важного и сложного раздела музееведения «Теория и практика музейного дела». Теоретическая часть представляет собой сжатый курс лекций по теории и практике музейного дела. Каждая тема предваряется перечнем основных вопросов, необходимых для ее раскрытия, и завершается системой заданий для самопроверки.